Держа в голове эти вопросы, команда договаривается о
легенде, которая будет использоваться для заполнения Звёздной карты. Легенда должна быть простой, понятной и отражать уровень компетенции участников, а также их готовность к обучению и передаче знаний.
Например, она может выглядеть так:
- Ментор 🤓 — владею навыком на высоком уровне и могу обучать других.
- Гуру 🧐 — владею навыком на высоком уровне, но не могу обучать.
- Атлет 😜 — уверенно владею навыком, но не хочу обучать.
- Студент 🎓 — имею базовые знания, но нуждаюсь в помощи и наставничестве.
- Младенец 👶 — ничего не знаю, но очень хочу учиться.
- Зомби 🧟 — знаю, но предпочёл бы забыть или больше не заниматься этим.
В моей практике встречались разные легенды для заполнения Звёздной карты, и когда команда делает это впервые, важно дать ей примеры. Это помогает участникам зацепиться за конкретные модели и избежать путаницы или необходимости переделывать карту позже.
В приведённой легенде вы могли заметить, что я сделала акцент на категории
«могу обучать», «не могу обучать» и
«не хочу обучать».
Здесь важно понимать разницу:
- «Не могу обучать» означает, что у человека есть желание, но пока не хватает навыков, чтобы делиться знаниями. Это ценная информация: вы можете совместно составить план по развитию необходимых навыков у такого участника.
- «Не хочу обучать» даёт сигнал о том, что человек либо временно не готов к этой роли, либо у него был негативный опыт в прошлом. Этот статус стоит воспринимать как информацию к размышлению, но не повод для немедленного обсуждения.
Также интересен статус
«зомби 🧟: знаю, но хочу забыть». В одной из моих команд участник предложил добавить этот статус, чтобы обозначить: хотя он обладает определённой компетенцией, он хотел бы минимизировать свою вовлечённость в эту область. Этот статус стал сигналом для других, что к нему стоит обращаться только в критически важных случаях.
При заполнении карты мы воспринимаем подобные статусы как исходные данные и не заостряем внимание на их обсуждении в момент заполнения. Детальный разбор значений и причин таких выборов происходит позже, когда карта уже готова, и команда готова к продуктивному диалогу.
Подобный подход помогает создать комфортную атмосферу, в которой участники могут открыто говорить о своих сильных сторонах, слабостях и предпочтениях, а команда получает полное представление о текущей ситуации.
После того как команда договорилась о легенде, наступает время для заполнения Звёздной карты. Каждый участник заполняет свою строку самостоятельно, без комментариев и оценки со стороны других. Этот процесс проходит в тишине, чтобы обеспечить комфорт и исключить давление.
Когда все участники завершили заполнение,
фасилитатор (или Агент изменений) объявляет
15-минутный перерыв. В это время он анализирует полученные данные, выявляя потенциальные риски и зоны для улучшения.
После перерыва команда возвращается, и фасилитатор презентует основные выводы.
Например, он может указать на:
- компетенцию, которую знает только один человек, и при этом никто не хочет её изучать.
- направления, где навыков не хватает, но есть участники, готовые учиться.